Главная » Статьи » Мои выступления » Выступления на педсоветах и ШМО |
Выступление на педагогическом совете по теме: «Здоровьесберегающие факторы при обучении младших школьников». Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие (словарь С.И.Ожегова) В последнее время наряду с этим определением упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, которые происходят в стране, ведут к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Сегодня всё чаще и чаще поднимается вопрос об оздоровлении нации, о том, что современная школа стала «школой болезней». Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объём и интенсивность информации. Ребёнок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда под силу даже взрослым. Как никогда остаётся актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Ведущая роль в её решении отводится школе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Главная задача учителя начальной школы не только научить, но и сохранить и укрепить здоровье школьника, пропаганда здорового образа жизни, содействие утверждению в жизни школьников идеи добра и красоты, физического и духовного совершенствования. Успешность в достижении этих целей зависит от многих факторов. Один из них - учёт психолого-педагогических особенностей детей. На 1 ступени образования учителя начальной школы уделяют этому особое внимание, работая в тесном контакте с медиками, социально-психологической службой и родителями. В возрасте 6-10 лет у детей формируется интерес к познанию, развивается логическое и творческое мышление, формируется база нравственных, этических , правовых норм поведения. По официальной статистике, по данным Министерства здравоохранения России, 90% детей, пришедших в школу имеют существенные отклонения в состоянии здоровья, у 60-70% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% вовсе хронически дольны и лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Задача школы, как было уже сказано выше, сохранить и по возможности укрепить здоровье детей. В первую очередь эта задача реализуется через осуществление контроля за дозировкой учебных заданий. Так, согласно нормам СанПиНа в 1 классе дети должны тратить на приготовление домашнего задания 1 час. Также необходимо следить за посадкой детей. Учитывая приказ СанПиНа, парты в классе располагаются по ростовке таким образом, что невысокие дети сидят впереди, а более рослые дети за дальними партами. Но если ребёнок имеет дефекты слуха, зрения, то такие дети сидят за первыми партами. Если ребёнок часто болеет ОРЗ, то на ближнем к стене ряду. На каждом уроке проводятся физкультминутки, которые включают в себя физические и дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения. С особым удовольствием дети выполняют физкультминутки, если их проводит один из учащихся. Для предотвращения утомляемости и перегрузок, а также создания условий для успешного обучения и сохранения здоровья школьников расписание уроков учителями начальных классов составляется с учётом физиолого-гигиенических требований. «Трудные» уроки, требующие активной мыслительной деятельности, такие как математика, русский язык ставятся сначала. Менее «трудные» уроки (физкультура, ИЗО) ставятся потом. Расписание составляется таким образом, чтобы самыми продуктивными днями в начальной школе были вторник и среда. Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма младших школьников и как следствие на работоспособность. Поэтому большое значение я придаю правильному построению урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности и утомляемости. На родительских собраниях уделяю внимание правильной организации режима дня. Обращаю внимание родителей на то, что дети младших классов должны спать не менее 10 часов. После школы должны отдыхать не менее 1,5-2 часов, обедать, а только после этого приступать к выполнению домашних заданий. Ведутся беседы с родителями о необходимости полноценного питания дома, «Режим дня в жизни школьника», «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника» и другие. Организовано горячее питание детей, посещающих группу продлённого дня. Таким образом, основными направлениями здоровьесберегающей деятельности являются: - спортивно-оздоровительная работа (спортивные секции, соревнования, Дни здоровья) - туристско-краеведческая (походы в лес, экскурсии, поездки в музеи) - санитарно-просветительская работа (праздники здоровья, классные часы) - профилактическая (беседы врача) - социально-педагогическая (диагностика, индивидуальные консультации для детей и родителей) Педагогами нашей школы накоплен богатый материал по данной проблеме, который используется в их работе.
| |
Просмотров: 2523 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |