Воскресенье, 19.05.2024, 07:37
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

«Системно - деятельностный подход, использование современных педагогических технологий в образовании»
[ Скачать с сервера (106.0 Kb) ] 02.02.2012, 10:07
Системно–деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
     Реализация главной цели образования требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются: обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий; формирование личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности; формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
  Современный урок    должен быть  личностно-ориентированным.  Сущность личностно – ориентированного урока состоит, в постоянном  обращении  к  субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное  - признание самобытности и уникальности каждого ученика.
                                 
                                Принципы обучения


       Изложенные выше принципы обучения, развивая идеи традиционной дидактики, интегрируют полезные и не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования с позиций преемственности научных взглядов. Они не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику в направлении решения современных образовательных задач.
       В самом деле, очевидно, что знание, которое ребенок сам "открыл”, наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено. Однако включение ребенка в деятельность, в отличие от традиционного наглядного обучения, активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию.
       Обучение, реализующее принцип целостности картины мира, отвечает требованию научности, но вместе с тем реализует и новые подходы, такие, как гуманизация и гуманитаризация образования.
       Система минимакса эффективно способствует развитию личностных качеств, формирует мотивационную сферу. Здесь же решается проблема разноуровневого преподавания, которое позволяет продвигать в развитии всех детей  и сильных, и слабых
       Требования психологической комфортности обеспечивает учет психофизиологического состояния ребенка, способствует развитию познавательных интересов и сохранению здоровья детей.
       Принцип непрерывности придает решению вопросов преемственности системный характер.
       Принцип вариативности и принцип творчества отражают необходимые условия успешной интеграции личности в современную общественную жизнь.
       Таким образом, перечисленные дидактические принципы образовательной технологии в определенной мере необходимы и достаточны для реализации современных целей образования и уже сегодня могут осуществляться в общеобразовательной школе.
       Исходной научной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования.
       Всякая цель, поставленная на уроке  должна быть  реальной,   достижимой,  но не легкой,  конкретной, четко изложенной  и легко диагностируемой.
       Поскольку в основе структуры традиционного урока лежит цель деятельности только самого преподавателя (опросить, объяснить, закрепить и дать учащимся задание), то не возникает достаточных условий для реализации идей и принципов развивающегося обучения. Главное – традиционная структура урока не даёт преподавателю возможности применять разнообразные формы, методы и средства обучения.
       Известно, что всякое формирование новых знаний идёт на базе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности.
       Включение учащихся в деятельность — основной вид освоения знаний в деятельностном подходе — не заложено в технологию объяснительно - иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в "традиционной” школе. 

   В развивающем обучении на основе деятельностного подхода действуют такие принципы обучения:
1.теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям;
2.принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
3. принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя — угадать эти возможности, правильно определить  степень трудности;
4.принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистываем учебник, устанавливаем, зачем и что будем изучать); установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;
5.принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
6.мышление должно главенствовать над памятью;
7.принцип наглядности (отработка умения наблюдать);
8.принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).

     Реализовать эти принципы на уроках  хорошо помогает  использование следующих  современных  педагогических технологий:

        Здоровьесберегающие  технологии. Существенную особенность традиционного обучения составляет авторитарная педагогика, превращающая нашу школу в «школу знаний» что в немалой степени способствует возникновению глубокого переутомления у основной массы учащихся. С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься.  Для этого есть многим известные советы психолога Д. Корнеги:
Искренне интересуйтесь людьми
Улыбайтесь
Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук
Будьте хорошим слушателем
Говорите о том, что интересует собеседника
Внушайте ему сознание его значимости
   Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.  Однако  психологическая  комфортность  необходима  не  только  для развития ребенка и усвоения им знаний.   Это тем более важно в условиях реализации принципа минимакса, когда работа ведется на высоком уровне трудности. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха  (Я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого ученика, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Это
чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения, и поэтому является необходимым требованием личностно-ориентированной педагогики.
                
           Проблемно -  диалогическое обучение.   При традиционном подходе к обучению у учащихся как бы утрачивается способность думать, размышлять, т.к. в основном за него думает учитель: излагая те сведения, которые должны быть, усвоены, ставит вопросы и предлагает ответы на них, формулирует задачи и объясняет способы их решения. Ученик должен заполнить все это, повторить учебный материал дома и выполнить упражнения, необходимые для тренировки усваиваемых навыков. Такая работа не требует от ребенка выполнения полноценной интеллектуальной деятельности, которая необходима для самостоятельного творческого усвоения знаний. В результате такого обучения в течение нескольких лет многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе усвоения. Таким образом, не выполняется основная задача обучения - научить ребенка учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся.       
    Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности, является проблемное обучение.     Используя      проблемные методы обучения, можно  убедиться,  что данные методы обучения эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса.


    Технология  проектного  обучения  актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Данная  технология позволила развить у учащихся познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, также развивается их критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

      Технология  развивающего  обучения.  Ориентирована на то, чтобы создавать каждому  школьнику условия, в которых он  максимально реализовал бы себя, и  не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способность, но именно личность. Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии. Здесь, прежде всего,  речь идёт о   формировании у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.
        Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью, реального жизненного успеха любого человека. Поэтому, развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводится к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире»(4,52). Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому на современном этапе важен новый уровень функциональной грамотности, который связан с освоением таких компонентов, как компьютерная, экологическая, экономическая грамотность, развитие творческой направленности личности.

    Личностно - ориентированное обучение.  Принцип минимакса помогает  сделать  урок  личностно - ориентированным. Он  заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Работа ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат и успех. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха. Стараться создавать такие  педагогические ситуации общения, которые  позволяют каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность к способам работы. Основным  замыслом  личностно - ориентированного урока является необходимость  раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.
     Во все времена педагога  волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Разрешить эту проблему очень легко  с помощью компьютерных  и  игровых технологий обучения. 
        С развитием компьютерной техники в школах внедряются компьютерные технологии преподавания.   В чем преимущество таких уроков:

      
       В – первых:  за, ограниченное рамками урока, время  можно дать больший по объему материал;
       Во – вторых: можно использовать богатый наглядный материал, содержащий  интересную информацию,   используемый материал практически невозможно отобразить на доске за один урок.
       В – третьих: немаловажное значение играет эстетика оформления и то, что    весь собранный из различных источников материал оформлен в едином   стиле, т.е. в данном случае мы можем говорить о технологии      педагогического дизайна;
       В –  четвертых:  данный материал может быть использован многократно, не только для изложения нового материала, но и для повторения пройденного.
       Уроки-презентации позволяют не только эффективно и полезно использовать время на уроках, но и способствуют развитию интереса учащихся к предмету.

      Информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач.  Использование компьютера кардинально расширяет мои  возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Компьютер – это простой инструмент, который призван освободить учителя от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий,
тестов, списков, отчетов, привнести в работу новые творческие возможности, удобство и комфорт.  
  Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Компьютер предоставляет новые возможности, позволяет вместе с учениками получать удовольствие от увлекательного процесса познания – не только силой воображения раздвигать стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий погружаться в яркий  красочный мир. 

     Игровые  технологии обучения.  Ш.А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети говорит:  « … без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».  Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.
    
   На разных этапах урока включать занимательные упражнения, уроки – путешествия.  Все дети даже  самые  неподготовленные   к обучению,  с удовольствием помогают любимым героям решить задачу, разгадать ребус, головоломку. Они всегда с нетерпением ждут  очередной встречи с Незнайкой, Буратино и другими сказочными героями. На таких уроках   можно наблюдать на лицах детей удивление, интерес и радость от возникшей догадки.   А для учителя важно не только вызвать этот первоначальный интерес, но и удерживать его, сделать стойким на долгие годы.  Также в практике  можно использовать  и нестандартные уроки. Например, что может быть лучше урока-праздника.









Категория: Мои файлы | Добавил: Admin
Просмотров: 7770 | Загрузок: 436 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: